Аспирантам
Меню
EN

Институт физики микроструктур РАН

- филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный исследовательский центр Институт прикладной физики им. А.В. Гапонова-Грехова Российской академии наук" (ИФМ РАН)

EN

Институт физики микроструктур РАН

- филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный исследовательский центр Институт прикладной физики им. А.В. Гапонова-Грехова Российской академии наук" (ИФМ РАН)

Аспирантам

Аспирантура в ИФМ РАН была открыта в 1998 году. В аспирантуру на конкурсной основе ежегодно принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Сдача конкурсных вступительных экзаменов для поступающих в очную аспирантуру на бюджетные места проводится, как правило, в весеннюю сессию. Подробная информация указана в разделе «Аспирантам». Информация о поступлении в предыдущие годы указана в разделе «Архив»

Направления подготовки аспирантов в ИФМ РАН

Шифр и наименование группы научных специальностей Шифр и наименование научной специальности Срок обучения
1.3. Физические науки 1.3.2. Приборы и методы экспериментальной физики 4 года
1.3.8. Физика конденсированного состояния 4 года
2.2. Электроника, фотоника, приборостроение и связь 2.2.2. Электронная компонентная база микро- и наноэлектроники, квантовых устройств 4 года

Абитуриентам

Сведения об образовательных программах

Электронные образовательные ресурсы

Электронно-образовательная среда

Документы

Зав. аспирантурой

Денисова Ирина Владимировна

Тел.: +7 (831) 417−94−94 +118

E-mail: denis@ipmras.ru


Информация для аспирантов

Расписание занятий и экзаменов

Осенний семестр

Документ ExcelРасписание аспирантских курсов осень 2023

Вторник

Среда Четверг  
10:50 - 12:20
НОЦ, ауд. 2414
Теория сверхпроводимости
Курин В.В.
10:00 - 11:30
ИФМ, к. 157
Спин-зависимые явления в металлах
Караштин Е.А.
9:40 - 12:50
НОЦ, ауд. 2314
Физика магнетизма
Токман И.Д.
9:40 - 11:10
ИФМ, к. 157
Физика поверхности
Аладышкин А.Ю.
14:40 - 16:10
РФФ, ауд. 513
Физика конденсированного состояния
Самохвалов А.В.
11:20 - 12:50
ИФМ РАН, к. 157
Экспериментальные методы физики твердого тела
Гавриленко В.И.
13:20 - 14:50
ИФМ РАН, к. 158
Основы п/п технологий
Новиков А.В.
11:20 - 12:50
ИФМ РАН, к. 157
Структурный анализ т/т
Юнин П.А.
   
13:20 - 14:50
ИФМ РАН, к. 157
Физика поверхности
Аладышкин А Ю.
   

15:00 - 16:00
ИФМ РАН, к.237
Семинар аспирантов и студентов

Нормативные документы

Локальные нормативные акты


Портфолио аспиранта

Электронное портфолио аспиранта — комплект документов, представляющий собой форму учета и предъявления его образовательных, научно-исследовательских и педагогических достижений в одной или нескольких областях, характеризующих его квалификацию (компетентность). Функции по формированию портфолио возлагаются на аспиранта.

Основнаяцель формирования портфолио аспиранта — анализ и представление значимых результатов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста аспиранта. Портфолио позволяет накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений аспиранта в процессе его обучения.

Портфолио аспиранта является эффективной формой оценки собственных результатов в образовательной деятельности и способствует:

  • мотивации к научным достижениям;
  • обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных и общекультурных компетенций;
  • выработке умения объективно оценивать свой профессиональный уровень, определять направление профессионального самосовершенствования и саморазвития;

Портфолио создается в течение всего периода обучения. Завершается его формирование вместе с завершением обучения в аспирантуре. Портфолио позволяет аспиранту профессионально подойти к оценке собственных достижений.

Структура портфолио аспиранта включает:

  1. Персональные данные;
  2. Образовательный опыт соискателя до поступления в аспирантуру;
  3. Достижения в результате освоения основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;
  4. Достижения в научно-исследовательской деятельности;
  5. Результаты педагогической практики.

Кандидатские экзамены

Сдача кандидатских экзаменов обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук, а также для соискателей ученой степени доктора наук, не имеющих ученой степени кандидата наук. Кандидатские экзамены устанавливаются по иностранному языку, истории и философии науки и специальной дисциплине.

Кандидатские экзамены проводятся по усмотрению экзаменационной комиссии по билетам или без билетов. Уровень знаний соискателя ученой степени оценивается на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Повторная сдача кандидатского экзамена в течение одной сессии не допускается. Дата и время проведения экзаменов определяются приказом директора института.

Необходимые методические материалы для подготовки к экзамену по специальности можно получить в отделе аспирантуры.

Заявления для сдачи экзаменов

Программы-минимум кандидатского экзамена


Аттестация аспирантов

Аттестация является формой контроля за работой аспирантов. Сроки проведения аттестации установлены Положением об аспирантуре. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает решение о допуске аспиранта к следующему периоду обучения.

На аттестации аспирант отчитывается о проделанной работе, кратко представляет результаты выполнения видов работ, предусмотренных на данный период в индивидуальном плане.

Возможные решения, принимаемые аттестационной комиссией:

  • аттестовать (работа в соответствии с установленными критериями выполнена в полном объеме);
  • аттестовать (работа в соответствии с установленными критериями может быть признана в целом выполненной, рекомендовать перевести аспиранта на следующий год обучения);
  • не аттестовать (работа не выполнена, выполнена в недостаточном объеме, аспирант не может быть переведен на следующий период обучения).

Решения аттестационной комиссии об аттестации аспирантов оформляются протоколом заседания комиссии.


Индивидуальный план аспиранта

Индивидуальный план (2022)

Индивидуальный план

Индивидуальный план является документом, содержащим информацию о деятельности аспиранта на протяжении всего периода обучения в аспирантуре. В индивидуальном плане определяются конкретные объемы и направления деятельности (в т. ч. научной работы) аспиранта и сроки реализации в соответствии с учебным планом.

Индивидуальный план включает в себя следующие разделы:

  • основные положения;
  • общий план работы;
  • рабочий план по годам подготовки.

Разделы индивидуального плана «основные положения», «общий план работы», «рабочий план первого года подготовки» заполняются аспирантом и подписывается научным руководителем и аспирантом. Тема диссертации представляется на ученый совет института вместе с кратким обоснованием.

В дальнейшем ежегодно на итоговой аттестации (июнь) в индивидуальном плане отмечается результативность деятельности аспиранта в течение года. Выполнение аспирантом утвержденного индивидуального плана контролирует научный руководитель. После аттестации аспирантом заполняется следующий раздел индивидуального плана: рабочий план на следующий год обучения.

После заполнения индивидуальный план сдается в отдел аспирантуры и докторантуры.

В индивидуальном плане работы аспиранта должны предусматриваться: сдача кандидатских экзаменов в течение первых двух лет обучения; ежегодные отчеты о проделанной научно-исследовательской работе; подготовку квалификационной работы с указанием сроков завершения работы над диссертацией, включая проведение предварительной защиты диссертации в отделе.


План работы аспиранта

За всё время обучения аспиранту необходимо:

  • Полностью выполнить индивидуальный план;
  • Сдать кандидатские экзамены;
  • Опубликовать научные работы — статьи, тезисы;
  • Завершить работу над диссертацией и представить ее в отдел для получения соответствующего заключения.

Первый год обучения

  • Согласование с научным руководителем индивидуального план работы аспиранта;
  • Утверждение темы исследования на Ученом cовете (не позднее 1 октября);
  • Изучение литературы по теме диссертации (в течение всего обучения);
  • Посещение занятий по философии и иностранному языку (сентябрь-май);
  • Сдача кандидатских экзаменов по философии и иностранному языку (май — июнь);
  • Подбор методов исследования (в течение года);
  • Организация и участие в экспериментальных работах (в течение года);
  • Посещение лекций, семинаров, конференций проводимых в институте (в течение всего обучения);
  • Подготовка публикаций (в течение всего обучения);
  • Выступление на научных конференциях (в течение всего обучения);
  • Полугодовая аттестация аспиранта в лаборатории (январь);
  • Годовая аттестация: доклад о проделанной за год работе на заседании аттестационной комиссии института (июнь), оформление аттестационного отчета о проделанной работе в индивидуальном плане и сдача его в отдел аспирантуры.

Второй год обучения

  • Первичная и более углубленная обработка экспериментальных и/или теоретических результатов за прошлый год (в течение года);
  • Подготовка публикаций (в течение года);
  • Выступления на 1−2 научных конференциях (в течение года);
  • Изучение литературы по теме (в течение всего обучения);
  • Посещение лекций, открытых занятий (в течение всего обучения);
  • Полугодовая аттестация аспиранта в лаборатории (январь);
  • Годовая аттестация: доклад о проделанной за год работе на заседании аттестационной комиссии института (июнь), оформление отчета о проделанной работе в индивидуальном плане и сдача его в отдел аспирантуры.

Третий год обучения

  • Сдача кандидатского экзамена по специальности;
  • Работа по выполнению экспериментальной части исследования;
  • Работа по выполнению теоретической части исследования;
  • Работа по подготовке рукописи диссертации;
  • Научные публикации;
  • Индивидуальные гранты (регионального, всероссийского и международного уровня) и руководство финансируемыми НИР по теме диссертационного исследования;
  • Участие в международной или зарубежной конференции с докладом;
  • Полугодовая аттестация аспиранта в лаборатории (январь);
  • Годовая аттестация: доклад о проделанной за год работе на заседании аттестационной комиссии института (июнь), оформление отчета о проделанной работе в индивидуальном плане и сдача его в отдел аспирантуры.

Четвертый год обучения

  • Завершение работы над текстом основной части диссертации;
  • Доведение количества публикаций по теме диссертации до необходимого числа;
  • Апробирование результаты диссертационного исследования;
  • Предоставление окончательного варианта диссертации научному руководителю и вынесение его (по рекомендации руководителя) на предварительное обсуждение (предзащиту);
  • Полугодовая аттестация аспиранта в лаборатории (январь);

Государственная итоговая аттестация

Государственная итоговая аттестация по программам подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре ИФМ РАН состоит из двух испытаний:


Персональное портфолио аспиранта

Электронное портфолио аспиранта — комплект документов, представляющий собой форму учета и предъявления его образовательных, научно-исследовательских и педагогических достижений в одной или нескольких областях, характеризующих его квалификацию (компетентность). Функции по формированию портфолио возлагаются на аспиранта.

Основнаяцель формирования портфолио аспиранта — анализ и представление значимых результатов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста аспиранта. Портфолио позволяет накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений аспиранта в процессе его обучения.

Портфолио аспиранта является эффективной формой оценки собственных результатов в образовательной деятельности и способствует:

  • мотивации к научным достижениям;
  • обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных и общекультурных компетенций;
  • выработке умения объективно оценивать свой профессиональный уровень, определять направление профессионального самосовершенствования и саморазвития;

Портфолио создается в течение всего периода обучения. Завершается его формирование вместе с завершением обучения в аспирантуре. Портфолио позволяет аспиранту профессионально подойти к оценке собственных достижений.

Структура портфолио аспиранта включает:

  1. Персональные данные;
  2. Образовательный опыт соискателя до поступления в аспирантуру;
  3. Достижения в результате освоения основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;
  4. Достижения в научно-исследовательской деятельности;
  5. Результаты педагогической практики.

Электронные образовательные ресурсы

Журналы по естественнонаучным дисциплинам

  1. International Technology Roadmap for Semiconductors (http://public.itrs.net/)
  2. Journal of Crystal Growth (https://www.journals.elsevier.com/journal-of-crystal-growth)
  3. Journal of Magnetism and Magnetic Materials (https://www.journals.elsevier.com/journal-of-magnetism-and-magnetic-materials)
  4. Physical Review B (PRB) (https://journals.aps.org/prb/)
  5. Physical Review Letters (PRL) (https://journals.aps.org/prl/)
  6. Review of Scientific Instruments (https://aip.scitation.org/journal/rsi)
  7. Reviews of Modern Physics (RMP) (https://journals.aps.org/rmp/)
  8. Semiconductor Science and Technology (http://iopscience.iop.org/journal/0268−1242)
  9. Superconductor Science and Technology (http://iopscience.iop.org/journal/0953−2048)
  10. Surface Science (https://www.journals.elsevier.com/surface-science)
  11. Thin Solid Films (https://www.journals.elsevier.com/thin-solid-films)
  12. Информационный портал о температурных датчиках (http://temperatures.ru)
  13. Успехи физических наук (https://ufn.ru/ru/)
  14. Физика и техника полупроводников (http://journals.ioffe.ru/journals/2)

Специализированные издания

  1. M.J. Donahue and D.G. Porter, «OOMMF User’s Guide», Interagency Report NISTIR 6376, National Institute of Standards and Technology, Gaithersburg, http://math.nist.gov/oommf
  2. Слепцов А.И., Алексеев А. А., «Исследование свойств полупроводникового лазера и изучение возможностей его использования в лабораторных и демонстрационных опытах по физике». Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова Выпуск № 4 / том 5 / 2008. http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-svoystv-poluprovodnikovogo-lazera-i-izuchenie-vozmozhnostey-ego-ispolzovaniya-v-laboratornyh-i-demonstratsionnyh-opytah#ixzz3aCJAdplN

Журналы по гуманитарным дисциплинам

  1. Special Features — CNN — CNN.com (edition.cnn.com/specials)
  2. Macmillan Dictionary | Free English Dictionary and Thesaurus Online (macmillandictionary.com)
  3. Thoughtco: Physics (physics.about.com)
  4. reuters.com
  5. sciencedaily.com
  6. the-scientist.com
  7. elibrary.ru/defaultx.asp — научная электронная библиотека «Elibrary»
  8. iphras.ru/periodicals.htm — Журналы, учрежденные Институтом философии РАН
  9. vphil.ru/ - Журнал «Вопросы философии»
  10. mon.gov.ru
  11. edu.ru
  12. pedlib.ru
  13. pirao.ru
  14. psi.lib.ru